Художественная кистевая роспись “Ялуторовская нарядная”. Автор Колпащикова Елена
Основные характеристики художественной кистевой росписи “Ялуторовской нарядной” Елены Колпащиковой
Стиль – Свободный.
Ручная декоративная кистевая роспись в вольном стиле.
За основу росписи взят приём особой техники двойного мазка – это когда на края плоской кисти одновременно с золотом берётся вторая цветная краска.
Получается растяжка от основного цвета к вспомогательному.
Основные цвета: золото и бронза.
Вспомогательные цвета: любые, сочетаемые с золотом.
Фон: чёрный.
Роспись символична: чёрный цвет – символ Земли, золото и бронза – достаток и процветание.
Основными стилеобразующими элементами росписи являются цветы, ягоды, листья, цветочные композиции. Так же включена и анималистика (птицы, рыбы, бабочки)
Разметка композиции производится без предварительного наброска.
Заключительным этапом росписи является моделирующая «оживка», (приписка элементов)
Для создания эффекта объёмного рисунка используются акриловые « контура».
Технология выполнения художественной кистевой росписи “Ялуторовской нарядной”
Инструменты : кисти синтетические плоские прямоугольные №3,6,8. губка-тампон.
Для росписи используются акриловые краски и акриловые объёмные «контуры. Акриловые контуры – это акриловые краски в тюбиках с тонким кончиком. Такая форма позволяет наносить тонкие линии красок, которые, высыхая, превращаются в плотный и объемный декор.
Соответственно, наносить рисунок можно на любую поверхность подходящую для этих красок. ( дерево, метал, керамика , стекло ,ткань и т.д.)
Основные цвета: чёрный, золото, бронза. Вспомогательные: любые цвета сочетающиеся с золотом.
Особенностью росписи является её одноцветье в композиции. Например: если цветы красного цвета, то и остальные элементы будут этого же цвета. А чёрный ,золото и бронза неотъемлемые краски росписи.
Предварительно фон окрашивается в чёрный цвет.
Разметка композиции производится без предварительного наброска.
У росписи характерен достаточно необычный способ держания кисти. Инструмент держится почти вертикально. Кисточку кладут на слегка расставленные последние фаланги указательного и среднего пальцев, сверху кладут большой палец , прижимая таким образом кисть, а мизинец и безымянный палец слегка поджимают. В процессе работы мизинцем можно слегка опираться на расписываемую поверхность. Движение руки при нанесении элементов росписи должно быть мягким и непрерывным.
На края плоской кисти одновременно с золотой краской берётся вторая цветная краска. Далее, приложив к поверхности, кисть вращается вокруг своей оси, тем самым, за одно или несколько движений, изображая ягодку или бутон цветка. Затем прописывается такими же двухцветными мазками листья и другие объекты. (птицы , рыбки , бабочки).
Кисть берут описанным выше способом и кладут на поверхность изделия таким образом, чтобы основной цвет (бронза или золото) находился с внешней стороны рисуемого элемента, то есть след краски второстепенного цвета формировал контур мотива.
Для выполнения травки и листьев кисть ставиться вертикально по отношению к доске. Кончик кисти при этом должен едва касаться расписываемой поверхности. При выполнении мазка кисть осторожно ведут по направлению к себе, постепенно опуская ее до полного соприкосновения с поверхностью. Когда кисть полностью соприкоснется с поверхностью, ее резко отрывают. В результате должен выйти мазок в форме вытянутой капли, один кончик которой острый, а другой – круглый. Или оба острых.
Чтобы добиться изгиба мазка и придать ему форму запятой, кисть во время движения нужно немного поворачивать вокруг оси по часовой стрелке или против нее в зависимости от того, в какую сторону лист должен загибаться.
За счет механического смешения цветов при нанесении мазка достигается некая растяжка, которая, во-первых, придаёт элементам росписи намек на светотеневую моделировку формы с помощью живописного перехода от цвета к цвету. Тем самым объединяя цвета. А во-вторых, создаётся иллюзия объёма.
Губку используют для тампования по мере надобности в композиции.
Заканчивают роспись «оживкой» нанесением объёмного акрилового (золотого или бронзового) « Контура» для объединения элементов композиции и связи их с фоном.
При выполнении «оживки» то есть, капелек, завитушек, усиков и травки , прежде всего надо следить за тем, чтобы они имели одинаковую толщину на протяжении всей своей длины. Это достигается посредством контроля давления на тюбик объёмного «Контура».
Роспись не требует закрепления закрепителями и лаками т. к. имеет свойство образовывать плёнку, смываемую после высыхания только специальными растворителями.
Фотогалерею росписи Ялуторовской “нарядной” можно посмотреть здесь.